из книги "БОЕВОЕ ИСКУССТВО КАК ДУХОВНЫЙ ПУТЬ"
"О ВНУТРЕННЕМ ОГНЕ И ПОСТОЯННОМ УСИЛИИ"
Егор Гамаюн
Будучи чемпионом по пауэрлифтингу я имел очень сильное тело, но это не было истинной силой - то была лишь гипертрофированная способность к напряжению мышц. Я был силен телесно, но тело мое было жестким и твердым, таким же было мое сознание и взгляд на мир.
Я оставил большой спорт, осознав, что охотился за этой грубой силой для того, чтобы иметь возможность в случае необходимости давать отпор силам, которые постоянно мне угрожали. Охота за этой силой привела к тому, что от переизбытка напряжений я начал испытывать невротические состояния. начались психосоматические проблемы со здоровьем.
Если мы внимательно всмотримся в любую из наших проблем, то неизбежно увидим там напряжение. Напряжение - это движение и сила, которые по какой-то причине не состоялись - их что-то заблокировало и они застряли в нас в виде спазма - сжатой и не распрямившейся пружины.
Сквозь нас постоянно течет сила и движение, но между нами и миром есть незримая и неосознаваемая граница - мы делим пространство на "мир внутри" и "мир снаружи". Если "мир снаружи" бессознательно ощущается нами как враждебный , тогда возникает конфликт - мы перестаем впускать окружающий мир в себя и перестаем этот мир заполнять собой - проливаться в него своим сознанием и душевным движением.
Имеющийся в боевых искусствах опыт а также врожденная к ним склонность, быстро привели меня к практике айкидо, а затем к традиционному русскому подходу в борьбе - "двигаться на любки". Этот подход предполагал смену мировоззрения - вместо противостояния с окружающим миром начать с ним со-трудничать, сливаться с с протекающей сквозь вселенную силой и движением, - войти в со-гласие с великим вселенским Потоком.
По мере смены мировоззрения мое тело начало очень быстро меняться - становиться более текучим, таким же стало мое сознание - более текучим и отзывчивым. Сам я стал более Живым. Прежний мой жизненный уклад развалился.
Изменилось многое. Значительную трудность я стал испытывать из-за того, что рассыпались прежние распорядки. Так, например, после вечерних занятий я подолгу не мог заснуть, тогда как раньше, приходя домой после тяжелой тренировки, почти мгновенно засыпал.
На занятиях по свободному движению во мне накапливалось столько огня, что приходилось подолгу остывать прежде чем перейти в сон.
В этом и состоит главное отличие спорта от боевого искусства. Первое истощает и изнашивает, второе наполняет, оживляет, добавляет силы.
В спорте мы движимы слепым эго - надо стать быстрее, сильнее и выше чем другие - любой ценой.
В искусстве мы двигаемся на ради того, чтобы превозмочь других, а внутрь себя - в глубину себя.
В спорте мы преодолеваем свои ограничения через надрыв.
Тогда как в искусстве мы выходим за свой предел совсем иным способом -
через расширение сознания и выход в Дух.
Освободившись от напряжений - научившись их распускать, мы начинаем получать огромное количество энергии.
В начале пути мы не знаем, что с этим делать - огня становится слишком много.
Научившись распускать напряжения, я стал помогать другим идти по этому Пути. И мне говорят о том, что из-за слишком сильного огня (жара) долго не получается заснуть.
Заснуть с сильным жаром бывает не просто. Но способы есть. Самое простое - это действительно дать себе остыть. Другой способ - это перейти на дыхание, которое старики называли "холодным".
ХОЛОДНОЕ ДЫХАНИЕ. СИЛА.
Делается это не сложно - достаточно из состояния Азмъ Есмь (первый круг внимания) начать наблюдать за своим дыханием. Состояние безвременья передается телесному дыханию. И она постепенно затаивается. Телесное дыхание как бы исчезает, физическое тело словно засыпает и пока оно спит, пробуждаются более тонкие тела. И тогда появляется более тонкое дыхание - которое ощущается в виде холодных потоков по всему телу. Это Сила - тонко-материальная среда. Именно её дествие мы испытываем во время сильной болезни - когда нас сначала трясет, потом бросает в озноб, а потом в жар.
Когда просыпается Сила мы ощущаем её либо в виде вибраций или гула, либо в виде холодных потоков - вплоть до озноба.
Холодное дыхание позволяет спать даже на горячей русской печи. И не просто спать, а просыпаться во сне и путешествовать в пространстве сна. Тогда не нужно будет гасить свой огонь, наоборот, возникнет необходимость все время его поддерживать.
ВНУТРЕННИЙ ОГОНЬ
Внутренний огонь (а их в человеке несколько видов) - это стержневая основа Пути. Например, в ведической традиции есть люди, которые называются себя "садху", а свою практику они называют садхана. Важнейшей составляющей садханы является разжигание в себе "внутреннего огня". И самое главное в практике этот огонь все время поддерживать, чтобы он не ослаб. Иначе его придется снова разжигать и раздувать. Известно, что садху уходят в отшельничество и разводят для поддержания своего внутреннего внешний священный огонь, который тоже все время поддерживают - на протяжении многих лет.
ЗАКИПАЮЩИЙ ЧАЙНИК
Напрашивается аналогия с чайником - чтобы он закипел, он должен достаточное время постоять на огне. Но чайник никогда не закипит, если его нагревать частично, а потом снимать, а потом опять ставить на огонь - чайник успевает остывать в паузах между нагреваниями.
Нечто похожее на остывание чайника происходит и с нами. Нельзя прийти раз в месяц, позаниматься в любках или в айки - раскататься и разгореться, а потом для этой же цели прийти в следующий раз через месяц и ждать, что после этого произойдут какие-то качественные изменения. Качественные изменения могут произойти, если твой внутренний огонь горит достаточно долго и непрерывно, а для этого нужно все время обращать на него внимание – по мере необходимости «подкидывать дров в огонь» и «раздувать меха». "Подкидывание дров" и «раздувание мехов», а точнее говоря, усилие направленное на разжигание внутреннего огня должно происходить вовремя - загодя, а не тогда, когда огонь начинает слабеть!!!!
ТОПИТЬ ТЕЛО
Подобное разжигание внутреннего огня нужно не всем, также как не все осознанно и целеположно стремятся к Пробуждению.. Просветлению и окончательной Свободе. Но каждому имеет смысл начать как можно раньше заботиться о своем теле - о своем Здоровье. Тех, кто в молодости по узости кругозора не уделял должного внимания своему здоровью, в старости ждет немощность, болезни и страдания.
Наше тело очень быстро приобретает свойства того мира, которому принадлежит, стоит только Душе его покинуть. Самый яркий способ убедиться в этом - потрогать покойника. Тело покойника остывает (становится холодным) и коченеет. Наше тело очень быстро загустевает и остывает и даже немного коченеет - достаточно перестать его использовать, посидеть и о чем-то подумать или просто отпустить свой ум в видео фильм или в компьютерную игру. Наше тело начинает болеть и тогда, когда мы неосознанно воплощаем сквозь него болезненные образы - ругаемся или злимся, или же пытаемся сквозь мир проложить свой путь силой - проламываясь. И наоборот, стоит только искренне начать что-то делать, как тело сразу смягчается, топится - будто воск тает от горящей свечи. Душа наша, что живая, что чувствующая, имеет огненную природу. И эта огненность заполняет собой тело и тогда оно тает как свечной воск и топится как масло от огня - и становится очень текучим – будто вода или огонь. Чтобы это происходило нужно лишь одно условие - быть в осознавании в тот миг, когда тело воплощает задуманное тобой. Это состояние называется Искренность. Если же твое тело делает что-то, а ты уже думаешь о чем-то другом, Душа уже не может топить тело своей огненностью – пропадает единение Тела и Души.
Искренность - это когда ты своим осознаванием находишься там, где образы воплощаются в теле - в виде движения, звука или слова.
Имеет ли смысл все время поддерживать тело в "растопленном" состоянии ? Да. Так как загустевание тела и сознания в конечно итоге приводит к тому, что здоровье постепенно сходит на нет и нас ждет преждевременная и немощная старость. И наоборот, текучее, наполненное и промытое Движением и Огнем тело позволяет не хворать до самой смерти и уходить в светлой памяти.
ОСОЗНАННОСТЬ
Когда я могу сказать - "я осознал !" или "я осознаю"? Это происходит, когда разрозненные части складываются в общую цельную картину и ты можешь охватить явление единым образом. К примеру, ты идешь по улице и в какой-то момент отлетел в свои мысли, это значит, что ты перестал осознавать своё тело, ты перестал осознавать как каждый образ действия (например, шаг) воплощается в нем. Скорее всего ты не осознаешь также и то, как тело наполняется Движением .. а также, что Движение это рождается в Душе.
Если же ты осознаешь себя в теле, то оно ощущается чем-то вроде перчатки, одетой на руку. Шевелится не перчатка - шевелится рука. И эта "рука" есть не что иное как Душа. Источником движения является Душа, а физическое тело как перчатка следует этому движению.
Если удается осознать как задуманный образ действия воплощается в теле, тогда огненность Души тело наполняет - оно словно топит тело и исторгает из него Искры. Отсюда и название этому состоянию - Искр-енность.
Но кто в состоянии быть осознанным постоянно ? У меня долгое время не получалось быть осознанным постоянно. Мое Внимание (в-ню-имание) нет-нет, да и уходило куда-то. Ум нет-нет, да и оказывался чем-то увлечен – и я терял единство тела и Души. И я уже не осознавал Себя в теле и терял созерцание того, как тело воплощает задуманный мной образ или движение.
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА. "АЙКИ-ДО" И "НА ЛЮБКИ"
Почти каждый из нас в той или иной степени "аутичен" - поглощен собой. Наедине с самим собой мы часто оказываемся во власти иллюзий - во власти того или иного представления о себе или о мире. Но эти иллюзии, как правило, разбиваются - стоит только выйти в действительный мир. Действительный мир справедлив – он просто дает нам обратную связь. Жизнь как река течет сквозь тебя. И это не Жизнь цепляется к тебе. Это ты сам цепляешься тем, что из тебя торчит. Действительный мир постоянно нас будит. Мы просыпаемся, берем урок – учимся и становимся совершенней. Важно только не пропускать эти звоночки. Более того, имеет смысл сделать эти звонки более пронзительными. А значит имеет смысл оказаться там, где тебя будут постоянно будить и переводить в более осознанное состояние. Как-будто кто-то начнет стучаться к тебе извне и благодаря этому до тебя доходит, что ты находишься внутри некоего ограничения (образа, представления) и не видишь картины целиком. Для этого надо иди туда, где тебя будут «бить», где будет сражение и цена ошибки и неосознанности закончится поражением. И ты всегда будешь пробужден и внимателен, если возле твоего носа будет маячить чей-то кулак. В жизни такие «кулаки» нас будят постоянно, но и отлеживаться после таких "побудок" порой приходится подолгу.
В боевых искусствах происходит все в точности также - только более интенсивно, но в тоже время защищенно, управляемо и радостно.
Заниматься боевыми искусствами можно по-разному. Это можно делать "в любках", тогда и звоночек будет пронзительным и отлеживаться потом не придется, даже наоборот - ты будешь смеяться от таких ударов и здоровье пойдет не на убыль, а в прирост. Тоже самое происходит во время практики Айки.
Что в Любках, что в Айки ты изначально осознаешь, что приходишь не для того, чтобы побеждать, а для того, что меняться - получая от противника обратную связь.
ПУТЬ ДЛЯ ВСЕХ И НЕ ДЛЯ ВСЕХ
Для того, чтобы в ходе занятий воинским искусство произошли именно качественные изменения ,"чайник должен закипеть" . Многие разогревают свой "чайник", а потом остывают. Такое остывание, как правило, происходит из-за слишком длинных пауз между занятиями. А паузы эти возникают по разным причинам. Кто-то быстро остывает из-за того, что не получает сразу того, чего хочет, сразу. Кто-то разочаровывается в себе, в добавок к этому некоторые это разочарование вытесняют и переносят как на школу, так и на того у кого учатся.
Существует множество разных причин – и все они не вызывают уважения. Остаются и достигают вершины лишь те, кто способен идти к совершенству и мастерству маленькими шажками. Кто способен видеть продвижение вперед даже в отсутствие ярких проблесков успехов. Кто даже в поражении способен видеть победу и продвижение вперед.
Успех - это когда человек способен двигаться от поражения к поражению не теряя при этом своей Охоты!
Чайник закипает лишь у тех, кто способен на постоянное усилие.
Вспыхнувшие ярко, быстро сгорают и никуда, как правило, не приходят - их увлекает ловля синичек. Лишь тот достигнет Журавля, который летает высоко в небе и потому кажется недостижим, кто способен на малые последовательные шаги и постоянное усилие.
Этот путь только для тех, кто способен идти маленькими(последовательными) шажками и не ослаблять усилий.
ГОРЕТЬ И НЕ ОСТЫВАТЬ
Однажды каждый из нас понимает, что самое главное это не достижения и победы. Самое главное - это раскрытие способности быть в постоянном усилии и постоянном горении. Это "однажды" приходит тогда, когда горение становится привычным. А ты постепенно научишься разжигать и поддерживать в себе это внутренний огонь постоянно. Для этого достаточно гореть тем, что ты делаешь - что называется, жить по Душе.