понятия:
- смысл существования
- скума
- отчаяние
- русская сказка
- мифологичность сознания
О СМЫСЛЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Разум холоден и служебен - это машина.
Разум денно и нощно несет службу у Души.
Служба эта заключается в том, чтобы сначала обеспечить выживание,
а потом выстроить такие условия, в которых Душа "раскроется".
Это большая задача.
И она разбивается на множество более мелких задачек, дум и думушек.
Этих думок так много, что мы не всегда в состоянии разглядеть,
что на самом деле это не рой надоедливых пчел, а лествица - стремянка.
В этой лествице все задачи строго увязаны между собой
и ведут к самому главному - к Скуме.
Орудие, дающее возможность выстраивать все цели в стремянку и выкидывать из неё все ненужное, называлось стариками наукой Целеустроение.
Каждый из нас на определенном шаге жизни начинает ощущать,
что живет как-то не так. Как-то не по Душе.
В современной, условно говоря, западной психологии и философии
были попытки описать эти состояния Души.
Причем как с позиции "атеистической" - Сартр и Хайдеггер,
так и с позиции "религиозной" - Кьеркегор, Шеллинг и Ницше.
Этих ученых мужей можно объединить в один ряд и дать этому ряду имя - Экзистенциализм.
Пожалуй, в этот ряд можно поставить и Льва Шестова, и Николая Бердяева,
и Федора Достоевского, и Льва Толстого.
В той или иной форме они говорили об экзистенциальном кризисе.
То есть, они описывали чувство тревоги и глубокий "психологический дискомфорт",
которые рождаются при мыслях о смысле существования.
На мой взгляд, особо из этого ряда стоит выделить "христианского мистика" датчанина Кьеркегора,
а из всего экзистенциализма - кьеркегоровское понятие "Отчаяние".
Сёрен Кьеркегор отталкивается от христианского догмата
о первородном грехе и определяет человеческую жизнь как отчаяние.
Отчаяние рассматривается им как единственная возможность прорыва к Богу.
По Кьеркегору, христианское понятие «греховность» следует понимать,
как осознавание того, что Душа несовершенна.
Корень всех несовершенств, грехов и страстей – это себялюбие.
Из себялюбия или иными словами гордыни растут и тщеславие, и уныние, и печаль, и гнев, и злость, и ненависть, и сребролюбие, и властолюбие, и чревоугодие, и прелюбодейство.
Себялюбие проявляется как постоянное самолюбование,
которое перекрывает «благодатную светоносную энергию»,
идущую от Бога и позволяющую человеку слиться с Богом
и стать подобным Ему.
Понятие "отчаяние" и в русском культурном коде стоит особняком.
ОТЧАЯНИЕ
Потомки скоморохов мазыки, жившие среди "греков-офеней" на средней Волге,
являлись носителями большого пласта знаний о Душе и Самопознании.
Хитрой мазыкской науке я начинал учиться у Шевцова А.А..
С его слов, старики, у которых он учился,
жили и уходили в состоянии Отчаяния.
Мой предок по линии матери был челдон - уральский казак.
Он был "галдун" (характерник) и, со слов бабушки, многое умел и знал,
творил чудеса.. она про него рассказывала,
что он тоже говорил об Отчаянии.
В русской воинской культуре слово "Отчаянный" используется
для обозначения высоких состояний Духа,
которые, как правило, рождаются тогда,
когда тебе уже больше нечего терять..
Когда уходит страх потерять что-либо..
Мой прапрадед говорил еще и о том,
что человек уже при жизни может стать покойником - упокоиться.
И те же мазыки имели "пальцовку", изображающую покойника.
Есть такие люди - они живут, дышат, едят, работают,
занимают определенное (может быть и весьма высокое) место в обществе,
но при этом они немножко неживые - им как будто не хватает чего-то самого важного.
Это "самое важное" трудно уловимо для языка и поэтому трудно описываемо,
но мы всегда в состоянии распознать, что этого нет..
Эти слова стоит примерить на свою жизнь.
И тогда линия жизни условно разделяется на две большие части -
жизнь до и жизнь после появления чувства "отчаяния".
И те, кто теряет покой и отправляется в Путь, обретают на этом пути Себя.
Те же, кто выбирает упокоение, предают Себя и надолго себя теряют.
Потеря покоя - это потеря и образа жизни,
и многого из того, с чем не хочешь расставаться.
Например, с сытостью и благоустроенным бытом, с удовольствиями.
Но часто в такой сытой и спокойной жизни нет самого главного..
и в ней точно нет Огня - Душевного Горения.
Душа же имеет огненную природу.
И только жизнь по Душе рождает горение,
которое топит и собственное тело (делая его живым и текучим)
и растапливает холод окружающего мира.
Для того чтобы начать жить по Душе,
стоит глубже всмотреться в потерю покоя.
Хотя бы для того, чтобы не променять настоящую жизнь,
на жизнь "покойника".
Когда старики говорили о потере покоя,
они всегда обращались к русской сказке. Обратимся и мы.
Русские Сказки - это и есть наши истинные русские Веды.
Надо только знать к ним ключи.
РУССКАЯ СКАЗКА
Многие русские сказки начинаются именно с потери покоя.
Наиболее глубоко русскую сказку исследовал Пропп -
в его работах "Морфология сказки" и "Исторические корни волшебной сказки".
Пропп проводит структурный анализ волшебных сказок,
и благодаря этому ему удается выделить повторяющиеся постоянные элементы,
которые свойственны всем сказкам.
Эти повторяющие элементы Пропп называет "функции действующего лица".
По Проппу этих функций насчитывается 31.
Если всмотреться, то становится очевидным,
что эти функции являются этапами совершенствования Души.
Если говорить русским языком, то эти Функции есть не что иное, как Действия.
И с точки зрения Душеведения как науки
эти Действия можно свести к 8-9 вместо 31.
Сквозь эти Действия сказка читается совсем иначе.
Видение основных Действий дает ключи,
позволяющие открыть то, что "закодировано" в русской волшебной сказке.
А закодировано в русских сказках знание о том, как и куда идти Душе.
И складывали их знающие люди, и хранится в них сама душа русского народа.
Некоторые сказки настолько прозрачны,
что являются готовыми методическими пособиями по самопознанию.
Например, сказка "Хрустальная гора" подробно описывает,
как делать Целеустроение на жизнь.
В сказке "Волшебное платье" описывается как делать очищение сознания.
А в сказке "Три царства" - состав человека, вплоть до описания "ядер сознания".
Почти каждая русская сказка начинается с описания потери покоя.
В некоторых сказках потеря покоя вызвана бедой.
Беда же приходит в виде вреда - ущерба:
- Змей похищает дочь царя
- Мачеха велит зарезать волшебную корову
- Жар-птица ворует золотые яблоки
- Служанка вырезает глаза своей госпоже
- Царевна похищает талисман Ивана
Это действие задает всё движение сказки.
Но не каждая сказка начинается с вреда,
некоторые исходят из ситуации нехватки или недостачи.
Например, Ивану недостает волшебного коня или волшебной сабли.
И ущерб, и недостача определяют следующий этап завязки:
Главный герой отправляется на поиски.
Так начинается большой Путь,
причем сам путь может описываться в виде
истоптанных трех пар железных башмаков.
Сам по себе Путь не является действием.
Действие - это всегда Остановка на Пути.
От действия к действию герой из состояния
нехватки приходит к состоянию обретения.
Если задуматься и всмотреться,
то этот путь является движением от неполноты к полноте.
Что такое эта НЕПОЛНОТА с точки зрения Души?
Если исходить из того, что душа это тело,
а значит, имеет некий объем,
то неполнота эта похожа на пустоты или даже скорее изъяны в Душе.
Как дыры в головке сыра.
Иначе говоря, в Душе есть несовершенства,
и эти несовершенства ощущаются нами как неполнота.
И чем острее чувство неполноты – тем неизбежней потеря покоя
- то есть, тем неизбежней отправление в Путь.
О том, что душа несовершенна мы узнаем тогда,
когда в нас просыпается Дух..